Как организовать освещение магазина и остаться замеченным

Многим до сих пор кажется, что главное в магазине – это идеальный дизайн. Я вам скажу – нет.  Не обманывайте сами себя. Главное в магазине –  это товар, и он должен быть хорошо и правильно представлен, а значит, важную роль играет освещение этого самого товара.

Свет – расчётная величина. Даже не пытайтесь подобрать свет, исходя из мощности того или иного светильника, их количества в помещении, или количества светильников «такой то мощности на квадратный метр». При такой логике мы не учитываем очень важные параметры, а именно:

  • световой поток со светильника;
  • угол раскрытия светового пучка;
  • высота монтажа светильника;
  • цвет потолка, пола и стен;
  • высота выкладки (от уровня пола) самого товара.

Про световую отдачу (Лм/Вт) и индекс цветопередачи Ra

Не забывайте, что при одинаковой мощности светильника, особенно это касается светодиодных (LED) светильников – количество и качество света мы получим разные. Почему? С радостью приведу пример: КПД (эффективность) используемых светодиодных чипов – разные. Бывают светодиоды со светоотдачей 80Лм/Вт, а бывают 120-130Лм/Вт. Таким образом, взяв светильник мощностью 30Вт, мы получим совершенно разное количество света «на выходе». Бюджетный светильник обладает следующими параметрами: 30Вт*80Лм=2400Лм, а светильники более дорого класса: 30Вт*120Лм=3600Лм. Разница в полтора раза. Далее можно взять в пример Индекс Цветопередачи (Ra). Правда, это все-таки качественный показатель, но это будет выглядеть очевидно в торговом зале (смотрите рисунок). По современным меркам он не должен быть менее 85Ra. Это относится к приличным осветительным приборам. Светильники стоимостью 1000-1500 рублей такую цветопередачу обеспечить не могут.


Индекса цветопередачи Ra85 и индекс цветопередачи Ra<80

И помните, плохая цветопередача особенно опасна для фэшн индустрии, магазинов отделочных материалов и декора, косметики, ряда других. Если покупатель, в любом из этих магазинов, сделал выбор товара и ошибся с цветом, он будет неминуемо разочарован и свой гнев и негатив перенесет на Вас или ваших сотрудников.

Про цветовую температуру для разных торговых помещений

Цветовая температура – немаловажный фактор при выборе освещения. Хочу сказать, что она влияет не только на восприятие самого товара, но и на торговое пространство целиком.

Научно доказано, что цветовая температура стимулирует различные участки мозга человека, которые в свою очередь отвечают за его активность и деятельность в целом.

Так, например, цветовая температура 5500-6500К (холодный свет) ассоциируется с работой и движением. Такие светильники подойдут для магазинов спортивной одежды и экипировки, фитнес-центров.

Универсальные магазины по продаже бытовой техники, продуктов питания, мультибренды, гипермаркеты, супермаркеты, автомобильные салоны – для них будет предпочтительна температура 3500-4500К (нейтральный естественный белый свет).

Для магазинов одежды, обуви, мягкой мебели, посуды и предметов интерьера, товаров для детей, кафе и ресторанов – хорошим выбором станут светильники с температурой 2900-3300К (теплый белый свет). Теплый свет создает атмосферу спокойствия, уюта.

Порой часто применяют источники света с разной цветовой температурой, комбинируются цвета и световые акценты, и все это в одном и том же торговом пространстве. Примером будет служить продуктовый магазин: бакалейные стеллажи и витрины с хлебобулочными изделиями мы сделаем теплыми (3000К), полки с овощами и фруктами – нейтральный белый (4000К), мясо, рыба, колбаса и прочее мясное – слегка розовый оттенок (1800-2000К), молочная продукция, заморозка – холодный белый (5000-5500К).


Цветовая температура от холодной до теплой

Про количество Люксов в магазине

Нет универсального и однозначного ответа на этот вопрос. Уровень освещенности общественных помещений, включая магазины, регулируется строительными и санитарными нормами. На практике указанные в СНиП и СанПиН уровни неактуальны. Специалисты по свету и мерчендайзеры торговых сетей рекомендуют в торговых точках ориентироваться на уровень освещенности не менее 750Лк.

Крупные ритейлеры, владельцы торговых центров часто увеличивают этот показатель до 1000–1500Лк и все это на уровне пола в торговом зале. Приведу примеры:

  • Магазны METRO  -1000Лк;
  • Tesco – 750Лк;
  • Carrefour – 800-900Лк;

Еще раз обращу внимание: все это – освещенность на уровне пола.

На мой взгляд и опыт, в магазинах одежды и аксессуаров товар должен быть освещен на уровне 800-1000 люкс, проходы между витринами и стеллажами – 600-700 люкс. Большое внимание нужно уделить витражам и наружным витринам магазина. Они требуют хорошего освещения – 1500-1700 люкс.

Дам небольшой совет: в витринных пространствах постарайтесь установить светильники как можно ближе к стеклу витрины и подальше от манекена. Если светильник будет светить на макушку манекена, то будет видна тень он носа и прически. Выглядит это жутковато и вряд ли будет побуждать к покупке товара, который представлен на манекене. Этот же принцип применим к примерочным. Светильник строго между зеркалом и человеком. Не надо светить на макушку человека. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Я постарался ответить на ряд основных и первоочередных вопросов. Доверяйте вопросы со светом профессионалам. От этого зависит Ваш доход и успех Вашего  мероприятия. Помните, каким бы красивым и дорогим не был Ваш магазин – в темноте он все равно черный.

Я рад помочь сделать Ваш бизнес светлее и успешнее!
Егор Асауляк, руководитель LEDexpert

1 комментарий. Оставить новый

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес e-mail.

9 + 1 =

Меню