Как организовать освещение магазина и остаться замеченным
Многим до сих пор кажется, что главное в магазине – это идеальный дизайн. Я вам скажу – нет. Не обманывайте сами себя. Главное в магазине – это товар, и он должен быть хорошо и правильно представлен, а значит, важную роль играет освещение этого самого товара.
Свет – расчётная величина. Даже не пытайтесь подобрать свет, исходя из мощности того или иного светильника, их количества в помещении, или количества светильников «такой то мощности на квадратный метр». При такой логике мы не учитываем очень важные параметры, а именно:
- световой поток со светильника;
- угол раскрытия светового пучка;
- высота монтажа светильника;
- цвет потолка, пола и стен;
- высота выкладки (от уровня пола) самого товара.
Про световую отдачу (Лм/Вт) и индекс цветопередачи Ra
Не забывайте, что при одинаковой мощности светильника, особенно это касается светодиодных (LED) светильников – количество и качество света мы получим разные. Почему? С радостью приведу пример: КПД (эффективность) используемых светодиодных чипов – разные. Бывают светодиоды со светоотдачей 80Лм/Вт, а бывают 120-130Лм/Вт. Таким образом, взяв светильник мощностью 30Вт, мы получим совершенно разное количество света «на выходе». Бюджетный светильник обладает следующими параметрами: 30Вт*80Лм=2400Лм, а светильники более дорого класса: 30Вт*120Лм=3600Лм. Разница в полтора раза. Далее можно взять в пример Индекс Цветопередачи (Ra). Правда, это все-таки качественный показатель, но это будет выглядеть очевидно в торговом зале (смотрите рисунок). По современным меркам он не должен быть менее 85Ra. Это относится к приличным осветительным приборам. Светильники стоимостью 1000-1500 рублей такую цветопередачу обеспечить не могут.
И помните, плохая цветопередача особенно опасна для фэшн индустрии, магазинов отделочных материалов и декора, косметики, ряда других. Если покупатель, в любом из этих магазинов, сделал выбор товара и ошибся с цветом, он будет неминуемо разочарован и свой гнев и негатив перенесет на Вас или ваших сотрудников.
Про цветовую температуру для разных торговых помещений
Цветовая температура – немаловажный фактор при выборе освещения. Хочу сказать, что она влияет не только на восприятие самого товара, но и на торговое пространство целиком.
Научно доказано, что цветовая температура стимулирует различные участки мозга человека, которые в свою очередь отвечают за его активность и деятельность в целом.
Так, например, цветовая температура 5500-6500К (холодный свет) ассоциируется с работой и движением. Такие светильники подойдут для магазинов спортивной одежды и экипировки, фитнес-центров.
Универсальные магазины по продаже бытовой техники, продуктов питания, мультибренды, гипермаркеты, супермаркеты, автомобильные салоны – для них будет предпочтительна температура 3500-4500К (нейтральный естественный белый свет).
Для магазинов одежды, обуви, мягкой мебели, посуды и предметов интерьера, товаров для детей, кафе и ресторанов – хорошим выбором станут светильники с температурой 2900-3300К (теплый белый свет). Теплый свет создает атмосферу спокойствия, уюта.
Порой часто применяют источники света с разной цветовой температурой, комбинируются цвета и световые акценты, и все это в одном и том же торговом пространстве. Примером будет служить продуктовый магазин: бакалейные стеллажи и витрины с хлебобулочными изделиями мы сделаем теплыми (3000К), полки с овощами и фруктами – нейтральный белый (4000К), мясо, рыба, колбаса и прочее мясное – слегка розовый оттенок (1800-2000К), молочная продукция, заморозка – холодный белый (5000-5500К).
Про количество Люксов в магазине
Нет универсального и однозначного ответа на этот вопрос. Уровень освещенности общественных помещений, включая магазины, регулируется строительными и санитарными нормами. На практике указанные в СНиП и СанПиН уровни неактуальны. Специалисты по свету и мерчендайзеры торговых сетей рекомендуют в торговых точках ориентироваться на уровень освещенности не менее 750Лк.
Крупные ритейлеры, владельцы торговых центров часто увеличивают этот показатель до 1000–1500Лк и все это на уровне пола в торговом зале. Приведу примеры:
- Магазны METRO -1000Лк;
- Tesco – 750Лк;
- Carrefour – 800-900Лк;
Еще раз обращу внимание: все это – освещенность на уровне пола.
На мой взгляд и опыт, в магазинах одежды и аксессуаров товар должен быть освещен на уровне 800-1000 люкс, проходы между витринами и стеллажами – 600-700 люкс. Большое внимание нужно уделить витражам и наружным витринам магазина. Они требуют хорошего освещения – 1500-1700 люкс.
Дам небольшой совет: в витринных пространствах постарайтесь установить светильники как можно ближе к стеклу витрины и подальше от манекена. Если светильник будет светить на макушку манекена, то будет видна тень он носа и прически. Выглядит это жутковато и вряд ли будет побуждать к покупке товара, который представлен на манекене. Этот же принцип применим к примерочным. Светильник строго между зеркалом и человеком. Не надо светить на макушку человека. Ничего хорошего из этого не выйдет.
Я постарался ответить на ряд основных и первоочередных вопросов. Доверяйте вопросы со светом профессионалам. От этого зависит Ваш доход и успех Вашего мероприятия. Помните, каким бы красивым и дорогим не был Ваш магазин – в темноте он все равно черный.
Я рад помочь сделать Ваш бизнес светлее и успешнее!
Егор Асауляк, руководитель LEDexpert
Смотрите также
- Как подключить шинопровод
- Как организовать освещение магазина и остаться замеченным
- Какую цветовую температуру выбрать для освещения квартиры, дома, магазина
- Самые часто задаваемые вопросы о нашей продукции
- Чем отличаются 3-фазные и 1-фазные системы освещения?
- Защита проекта для партнеров
- Про блоки питания, отражатели, светорассеиватели, корпуса и окраску светильников
1 комментарий. Оставить новый
Хорошая статья